Джапа-йога




Что такое джапа?


это повторение любой мантры или имени Бога. В этой кали-юге (железном веке),
когда физическое состояние подавляющего большинства людей не удовлетворительно,
весьма сложно следовать суровой системе хатха-йоги. Джапа - это легкий путь,
ведущий к богопознанию, Махараштрийский святой Тукарам из Део, а также Дхрува,
Прахлада, риши Валь-мики, Рамакришна Парамахамса - все обрели спасение
путем произнесения имени Бога. Джапа - это важная анга (часть) йоги. В Гите мы читаем: "Яджняшм джапа-яджньосми"
("Из жертвоприношений Я - жертва джапы"). В кали-югу только лишь практика джапы может
дать вечный покой, блаженство и бессмертие. В конце концов джапа приводит к самадхи
(единению с Господом), Джапа должна войти в привычку, и ею следует заниматься с
саттвической (чистой), божественной бхавой (душевной настроенностью), чистотой,
премой (божественной любовью) и шрад-дхой (верой). Нет йоги более великой,
чем джапа-йога. Она может дать вам все ишта-сиддхи (все, что бы вы хотели),
бхакти (преданность Богу) и мукти (освобождение). Джапа - это повторение мантры. Дхьяна - медитация на облик Господа, на Его атрибуты.
В этом разница между джапой и дхьяной. Есть медитация (дхьяна) с джапой (джапа-сахита);
есть медитация без джапы (джапа-рахита). Вначале вам следует соединять дхьяну с
джапой. По мере вашего продвижения джапа отпадает сама; остается лишь медитация.
Это - стадия продвинутости. Потом вы сможете практиковать сосредоточение отдельно
- как захотите. Повторение Ом является как сагуна (конкретной), так и ниргуна
(абстрактной) медитацией; как проявленным, так и не проявленным Брахманом. Если вы -
бхакт Рамы, вы можете поклоняться проявленному Брахману, произнося Ом. Рам. Имя (нама) и объект (рула), обозначенный именем, нераздельны. Мысль и слово - не
разделимы. Когда бы вы ни помыслили об имени вашего сына, его фигура встает перед
вашим ментальным глазом, и наоборот. Точно так же, когда вы будете совершать джапу
Рамы или Кришны, изображение Рамы или Кришны предстанет пред вашим умом.
Таким образом, джапа и дхьяна идут рука об руку. Они неразделимы. Когда вы творите джапу любой мантры, думайте, что на самом деле вы молитесь вашему
Ишта-дэвате (почитаемому Божеству), что ваш Ишта-дэвата действительно слушает вас,
что он смотрит на вас милостивыми, благосклонными глазами и что он с
распростертыми руками дает вам всю абхая-дану (бесстрашие), чтобы вы обрели желанную
свободу (мокшу). Поддерживайте в себе эту бхаву (веру). Совершайте джапу с чувством. Знайте смысл мантры. Ощущайте присутствие Всевышнего
во всем и везде. Приближайтесь к Нему, повторяя мантру. Думайте о Нем как о сияющем
в палатах вашего сердца. Он наблюдает за вашим повторением мантры, так как
Он является свидетелем вашего ума. Браться за джапу или нама-смарану (памятование имени Господа) следует очень серьезно
и с полной верой. Повторение Его имени есть не что иное, как служение Ему. Думая
о Нем или вспоминая Его имя, следует наполнить сердце таким же потоком любви
и почтения (преданности), какой естественно возникнет в вашем сердце тогда,
когда вы на самом деле увидите Его. Вы должны всецело верить в вечность Имени и
полагаться на него. Мантра-йога

Мантра-йога - это точная наука. Мананат траяте ити мантрах -"Мантрой называется манана
(постоянное размышление или памятование), которая защищает (спасает от круговорота
рождений и смертей)". Применяется термин ман-тра (защита ума), так как благодаря
медитации джива (индивидуальная душа) обретает свободу от греха, небесные
наслаждения и полное освобождение; она полностью достигает четырех целей жизни
(чатурварга): дхармы (религии, долга), артхи (богатства), камы (наслаждения) и мокши
(освобождения). В слове мантра слог ман происходит от первого слога санскритского
слова "думать", а тра из трай, что значит "защищать", освобождать из рабства сансары
феноменального мира. Мантра есть божественность. Это божественная сила (дайви-шакти), проявляющаяся в
звуковом теле. Мантра и сама является Дэватой. Следует стараться как можно больше
проявить свое единство с мантрой божественности. В меру того насколько это удается,
сила мантры (мантра-шакти) дополнит вашу силу поклонения (садхана-шакти).
Как ветер раздувает пламя, так и мантра-шакти укрепляет личную шакти (энергию),
а личная шакги соединяется с мантра-шакти, делая ее сильнее. Своей садхана-шакти мантра пробуждает повторяющего ее от сна (мирского существования).
Мантра Дэваты является той буквой или сочетанием букв, которые открывает Божество
сознанию того, кто взывал посредством садхана-шакти. Мантра излучает теджас (энергию).
Мантра пробуждает паранормальные силы. Мантра ускоряет, генерирует созидательную силу. Духовная жизнь требует гармонии во
всех частях нашего естества. Все существо должно пребывать в совершенной легкости и
сонастроенности с божественным. Тогда только можно осознать духовную истину.
Мантра создает гармонию. Мантра обладает силой освобождать космическое и
сверхкосмическое сознание. Она приносит садхаке (идущему по пути йоги) озарение,
свободу, великий покой, вечное блаженство и бессмертие. Постоянное повторение мантры
пробуждает сознание (чит, чайтанъю). Сознание (чайтанья) невидимо присутствует в
мантре. Звук может существовать в четырех основных состояниях: 1) вайхари - "грубый",
слышимый звук; 2) мадхьяма - внутреннее, тонкое, эфироподобное состояние, в котором
звук не слышен физическому уху; 3) пашьянти - состояние еще более
высокое, более внутреннее, более эфироподобное; 4) пара, представляющее собой
ишвара-шакти (энергию Всевышнего) и являющееся потенциальным (карана) состоянием звука
(оно же - авьякта, недифференцированное). В отличие от вайхари, звук пара не является
различным для разных языков. Он - неизменная первичная основа их всех, источник
Вселенной. Повторение мантры может привести к высшей цели, даже если человек не знает значения
мантры. В подобном случае это лишь займет немного больше времени. В имени Бога,
в мантре присутствует непостижимая сила (ачинтья-шакти). Если вы будете повторять
мантру с сосредоточением на ее значении, вы быстро достигнете богосознания. Повторение мантры стирает с зеркала ума пыль: похоть, гнев, жадность и т. д.
Подобно тому как отражательная способность зеркала проявляется, если убран
покрывавший его слой пыли, ум, из которого удалена грязь, обретает способность
отражать высокую духовную истину. Как мыло очищает ткань от загрязнений, так и мантра
является духовным мылом, чистящим ум. Подобно тому как огонь очищает золото от примесей,
так и мантра освобождает ум от имеющейся нечистоты. Даже непродолжительное повторение
мантры со шрадпхой, бхавой и сосредоточением на ее значении при однонаправленности
ума разрушает в уме все нечистое. Вам следует произносить имя Бога или какую-либо
мантру регулярно каждый день. Повторение мантры разрушит ваши грехи и принесет
бесконечный покой, блаженство, процветание и бессмертие. В этом нет ни малейшего сомнения.

Звук и образ

Звуки суть вибрации. Они дают начало определенным формам. Каждый звук порождает в
невидимом мире форму, а сочетания звуков создают сложные очертания. В научных учебниках
описаны опыты, в которых звуки определенных инструментов оставляют на поддоне с песком
отчетливые геометрические фигуры. Так демонстрируется, что ритмические вибрации дают
начало правильным геометрическим формам. Индийские книги по музыке утверждают, что
раги и рагини (различные музыкальные лады) обладают определенной формой. Например,
мегха-рага - это величественная фигура, сидящая на слоне. Васанта-рага описана как
прекрасное юное создание, покрытое цветами. Все это означает, что правильно пропетая
рага или рагини вызывает в эфире серию колебаний, создающих определенный образ,
который, как утверждается, характеризует ее. Этот взгляд недавно получил поддержку в экспериментах, проведенных миссис Уотте Хьюз,
одаренным автором "Голосовых фигур". Для демонстрации прекрасных научных открытий,
сделанных ею в результате многих лет терпеливого труда, она прочитала в студии
Лорда Лейтона иллюстрированную лекцию перед избранными слушателями. Миссис Хьюз поет
перед простым инструментом - "эйдофоном", состоящим из трубы, приемника и гибкой
мембраны. Она утверждает, что каждая нота приобретает определенные и постоянные
очертания, и это подтверждается чувствительным и подвижным материалом-посредником.
В начале лекции она поместила на гибкую мембрану мелкие семена. Вибрации воздуха,
рождаемые производимыми ею нотами, складывали семена в определенные геометрические
узоры. Репортер, описывая очертания нот, говорит о них как о замечательных откровениях
в геометрии, в перспективе и применении теней: "Звезды, спирали, змеи и абстрактные
образы в богатстве пленяющей упорядоченности". Таково было показанное вначале.
Однажды, когда миссис Хьюз пела ноту, появилась и исчезла маргаритка.
"Несколько последних недель я старалась, - сказала она, - возвратить ее, и у меня
получилось". Теперь она знает ту точную модуляцию определенной ноты, которая
представляет собой маргаритку. Чтобы вызвать изображение цветка, требуется странное
чередование крещендо и диминуэндо. После того, как зрители с восхищением проследили
за последовательностью красивейших маргариток, из студии Лорда Лейтона послышалось:
"Как чудесно! Как прекрасно!" За цветами последовали морские чудовища, переплетенные
клубки змей, а затем ноты различных деревьев - деревьев с падающими фруктами, деревьев
с камнями на переднем плане, деревьев с морем позади. "Надо же! - восклицали зрители.
- Прямо как японские пейзажи". Когда, пребывая во Франции, мадам Финланг спела гимн деве Марии "О Eve Marium",
это вызвало образ Марии, держащей на коленях младенца Иисуса. Точно так же гимн
Бхайраве (Шиве), пропетый учащимся во Франции бенгальским студентом из Варанаси
(Бенареса), проявил Бхайраву верхом на собаке. Таким образом, повторяемое пение Имени Господа постепенно созидает форму Дэваты
(конкретного Божества, которому вы поклоняетесь) и служит фокусом для сосредоточения
благотворного воздействия божественной сущности, которое, излучаясь из центра,
проникает в поклоняющегося. Когда входят в состояние медитации" течение внутренних вритти (вибраций) значительно
усиливается. Чем глубже вы входите в медитацию, тем более явным становится эффект.
Концентрация на высшем посылает вибрационный импульс сквозь макушку головы,
и ответ приходит чудным ласковым дождем магнетизма. Нисходящая энергия наполняет тело
чудесным свечением, и вы чувствуете, что купаетесь в мягком электричестве. Вышеприведенные опыты демонстрируют следующие факты: 1. Звук производит формы. 2. Определенные ноты порождают определенные формы. 3. Если вы желаете создать определенную форму, вам следует произвести определенную ноту определенной высоты. Повторение паньчакшара-мантры Ом номах Шивал вызывает форму
Господа Шивы. Повторение Ом намо Нарядная, ашта-кшара-мантры Вишну, вызывает
форму Вишну. В мантре наиболее важны вибрации, которые будут произведены нотами.
Большое значение придается как высоте (сваре), так и форме (варне) мантры.
Варна буквально означает "цвет". В невидимом мире все звуки сопровождаются цветами, и,
таким образом, они порождают формы многих оттенков. Точно так же, цвета сопровождаются
звуками. Для получения определенной формы необходимо использовать определенную ноту.
Различные ноты различной высоты вызывают различные формы. В науке мантр с целью
призыва разных богов мы применяем различные мантры. Если вы поклоняетесь Господу Шиве,
произносите Ом намах Шивая, но для поклонения Вишну или Шакти вам следует изменить
мантру. Что происходит, когда произносится мантра? Многократное произношение мантры
производит в уме форму Дэваты -вашего Ишты, того или иного божества, связанного с
мантрой. Когда вы непосредственно проявляете ее, эта форма становится центром вашего
сознания. Поэтому говорят, что мантра дэвы (бога) - сам бог. Это может объяснить
непонятое утверждение философов мимансы о том, что божества не существуют отдельно
от мантр (мантратмако дэвах). В действительности это означает, что, когда правильно
произносится подходящая определенному божеству определенная мантра, возникшие
вибрации создают в высших планах особую форму, которая на это время одухотворяется
богом. Польза джапы
Джапа обуздывает силу влечения мысли к объектам. Она понуждает ум двигаться к Богу,
к достижению вечного блаженства. Со временем она приводит кдаршане (лицезрению) Бога.
Мантра-чайтанья (сознательная суть мантры) спрятана в каждой мантре. Каждый раз, когда
садхаке недостает энергичности в его садхане, мантра-шакти (сила мантры) укрепляет
садхана-шакти (энергию духовной практики) этого садхаки. Постоянное и продолжительное
повторение в течение нескольких месяцев накатывает новую колею в уме и мозге. Во время джапы все божественные качества тихо перетекают от Господа в ваш ум, так же как
масло перетекает из одного сосуда в другой сосуд. Джапа преобразует природу ума. Она
наполняет ум саттвой. Джапа изменяет ментальную субстанцию: от раджаса - к саттве (от страсти - к чистоте).
Она успокаивает ум и придает ему силу. Она делает ум обращенным внутрь. Она обуздывает
обращенные вовне наклонности ума. Она выкорчевывает всяческие злые мысли и склонности.
Она побуждает к решимости и суровости. Со временем она приводит к прямой даршане Бога,
Ишта-дэваты (опекающего Божества), к богоосознанию. Постоянная джапа и поклонение очищают ум, который наполняется добрыми и чистыми мыслями.
Повторение мантры и поклонение укрепляет благие самскары. "Как человек думает, таким
он и становится". Это - психологический закон. Ум человека, лелеющего благие, святые
мысли, развивает склонность к хорошим мыслям. Его характер ваяется и трансформируется
продолжительными добрыми мыслями. Когда ум мыс яит об образе Господа во время джапы и
поклонения, ментальная субстанция действительно принимает форму этого образа. В уме
остается отпечаток этого объекта. Это называют самска-рой. Когда такое действие
повторяется очень часто, от повторения самскары набирают силу, и это формирует в уме
склонность или привычку. Благодаря постоянным размышлениям и медитации мыслящий о
божественности превращается в саму божественность. Его бхава (характер) очищается и
освящается. Медитирующий и объект медитации, поклоняющийся и объект поклонения,
думающий и мысль становятся одним и тем же. Это - самадхи. Это - плод поклонения
(упасаны), плод джапы. Беззвучное повторение имени Бога Хари Ом или Шри Рама является прекрасным укрепляющим
средством, помогающим при всех болезнях. Ни под каким предлогом не следует прекращать
его даже на день. Оно подобно пище. Это - духовная пища для голодной души. Господь Иисус
сказал: "Не хлебом единым будет жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих"
(Матф. 4:4). Вы можете пить нектар, истекающий во время джапы и медитации, и жить им.
Даже простое механическое повторение мантры обладает огромным эффектом. Оно очищает ум.
Оно служит стражем врат. Когда бы светские мысли ни посещали ваш ум, оно своим советом
приходит вам на помощь. Пусть даже у вас в голове эти мысли" вы можете осуществлять
смарану мантры. Даже во время механического повторения часть ума будет занята ею. Если вы произнесете слово кал или моча в то время, когда ваш друг ест, его может стошнить.
Если вы подумаете о гарам пакоде (индийском блюде), у вас начнет выделяться слюна.
Шакти присутствует в каждом слове. Если так обстоит дело даже с обычными словами, то
как же много силы, или шакти, должно быть в именах Бога -Хяры, Рама, Шива или Кришна.
Повторение и размышление о Его имени оказывает на ум огромное воздействие. Это
преобразует читту (умственное вещество), заменяет старые порочные самскары в уме,
преобразует асурическую (дьявольскую) природу и ставит бхакта пред лицом Бога.
В этом нет сомнения. О скептики и "научные" атеисты! Проснитесь! Откройте глаза.
Постоянно повторяйте и пойте Его имя. В нама-смаране нет трудностей и проблем. Она легка, проста и удобна. Вот поэтому ее
называют "главой" и "царем" всех садхан (средств богопознания). При повторении Его имени вам следует из глубины вашего сердца проявить ананья-бхакти
(безраздельную преданность Богу). Вам следует изгнать из ума все мирские мысли.
Наполните ум мыслями о Боге и только о Нем. Вы должны бороться. Вы должны приложить
усилия. Оставайтесь погруженным в Него. Вам следует иметь авьябхичарини-бхакти. Нехорошо любить 3 месяца Господа Кришну" еще 3 месяца - Раму, 6 месяцев - Шакти,
какое-то время - Ханумана, еще сколько-то - Господа Шиву. Вьябхичарини-бхакти
подразумевает, что, если вы любите Кришну, любите единственно его до конца. Подобно
тому, как вы видите одно дерево в спинке стула, в столе, скамейке, палке, шкафу и т. д.,
воспринимайте Антаратман (внутреннее "Я"), авьякту (скрытого) единственного Кришну в
цветке, дереве, плодах, стакане и во всех объектах. Это - ананья-бхакти. Это -
пара-бхакти (высшее бхакти). Подобно тому, как имя вашего сына вызывает у вас воспоминание о всех его качествах,
имя Бога должно вызывать у вас воспоминания о Его качествах: всеприсутствии, всезнании
и т. д. При повторении мантры пребывайте в саттвической бхаве или шуддха-бхаве (в правильном
ментальном настрое, саттвическом ощущении). Бхава приходит постепенно во время процесса
очищения. Даже простое механическое повторение оказывает очень большое воздействие.
Вибрация в уме, вызванная повторением, очищает читту (вещество ума), приносит
читта-шудхи (очищение сознания). Начинающему следует иметь джапа-малу (четки). Позднее он может обратиться к манасика-
джапе (повторению в уме). Если человек повторяет мантру по 6 часов ежедневно, его сердце
быстро очистится. Он ощутит чистоту. Вам следует иметь великую веру в вашу гуру-мантру
и хранить ее в тайне. Чем короче используемая вами мантра, тем больше будет ваша сила сосредоточения.
Из всех мантр лучшая -это Рама-нама. К тому же ее легко повторять. Пранава (Омкара, слог Ом)

ОM (Аум) - это всё. Ом - это имя, символ Бога, Ишвары, Брахмана. Ом - это ваше истинное
имя. Слог Ом покрывает весь опыт, который человек обретает в трех состояниях сознания.
Слово Ом поддерживает все проявленные миры. Из слога Ом проявилась эта воспринимаемая
чувствами Вселенная. Мир существует в слоге Ом и исчезает в этом звуке. А представляет
физический план, у - ментальный и астральный планы, мир разумных духов, все небеса, а м
- состояние глубокого сна и всё, что неизвестно бодрствующему сознанию, все, что недоступно
интеллекту. Ом представляет всё. Ом - это основа вашей жизни, мысли и разума. Ом - это
всё. Все слова, обозначающие объекты, сходятся в слове Ом. Таким образом, весь мир
вышел из звука Ом, пребывает в нем и в нем же исчезает. Приступая к медитации,
громко произнесите Ом три, шесть или двенадцать раз. Это выгонит из ума все мирские
мысли и уберет викшепу (метания ума). Дальше повторяйте Ом в уме. Джапа мантры Ом (Пранава-джапа) оказывает потрясающее воздействие на ум. Метод
повторения священного слога Ом всегда привлекал внимание всех европейцев, имеющих дело
с Востоком. Вибрации этого слова так сильны, что, переусердствовав, можно обрушить даже
большое здание. В это, конечно, трудно поверить, не убедившись на практике, но, однажды
испытав это, легко понять, что вышеприведенное утверждение - чистая правда. Я на себе
ощутил силу вибраций и могу всецело поверить, что возможен упомянутый эффект.
Произнесенная по буквам, эта мантра окажет на ученика определенное воздействие, но если
ее произнести правильным способом, она пробуждает и изменяет каждый атом в физическом
теле, порождает новые вибрации и состояния, пробуждает в теле духовную силу.

Хари нама

У каждой мантры есть шесть составляющих: Есть риши (мудрец), который первым обрел самоосознание посредством этой мантры и
который дал эту мантру другим. Он - пророк этой мантры. Мудрец Вишвамитра - это риши
гаятри-мантры. Мантра написана определенным стихотворным размером. Существует особый Дэвата, божество-покровитель мантры. У нее есть биджа (семя). Оно придает мантре особую силу. Это - суть мантры. Каждая мантра имеет шакти. И наконец, она имеет килаку (колышек, клин). Он запирает мантра-чайтанью, скрытую в
мантре. Когда продолжительное постоянное повторение имени устраняет пробку, скрытая
чай-танья высвобождается. Бхакт удостаивается лицезрения Ишта-дэваты. Мананат траяте ити мантрах - "Мананой (постоянным размышлением, памятованием),
которой защищаются или освобождаются, является мантра". Именно мантра приводит к постижению
личного Ишта-дэваты. С практической точки зрения Ишта-дэвата и мантра являются одним и тем же. Просто лишь вспомнив Имя, можно уничтожить все грехи, накопленные за много рождений.
Харер-нама харер-нама харер-намайва кевелам
/ калау настьева настъева настьева гатир аньятха.

В этой кали-юге есть лишь имя Хари, Хари, Хари. В этой кали-юге нет других способов,
нет другого пути и никакого другого метода спасения. Даже грехи величайших из грешников
сводятся на нет произношением имени Хари (имени Бога). Мало того, делая это, мы получаем
вечную безопасность, самоосознание и вечное счастье. Настолько важна Хари-нама. Рама на сакахин нома гун гай -Даже Рама, сам Бог, не может описать величие намы. Что же
говорить о нас? Особенно мантра нужна в нашу эпоху. Потому что в этой кали-юге
(железном веке): Кали юга кевала нома адхара - "Единственная опора в железном веке
(кали-юге) - имя Бога". Нет других способов приобретения вечного счастья и покоя,
которые были бы проще и легче, чем этот.
Рама нама манидапи дхару джиха дехари двар
Тулси бхитар бахер хун джо чахаши уджияр.

Положи этот драгоценный камень, свет Рама-намы (имени Рамы) на пороге твоей двери, языка,
если ты хочешь осветить себя (свое "я") как внутри, так и снаружи.
Улта нама джапат джага джана,
Валмики бхайе брахма самана.

Всему миру известно, что даже произнося Имя в его противоположной форме, произнося
Мара-Мара вместо Рама-Рама, великий святой Валмики стал самим Брахманом. Если улта-нама приносит такой эффект, что же говорить о величии правильно
произнесенного Имени!
Гапхил ту хай гхадъял ях дета хай манади
Гардунен гхади умар ки аур гхатади.

О беззаботный! Снова и снова напоминает тебе колокол. Время привело тебя к границе
твоей жизни. А поэтому:
Рама намаки лут хай, лут саке то лут,
Анта кал пачхатаега джаб прана джаенге чут.

Следует взять себе в избытке имя Шри Рамы. В противном случае в последний миг жизни,
когда приблизится смерть и прана (жизнь) прекратит пребывание в теле, останется лишь
скорбеть по нему и призывать его.
Рама нама арадхбо тулси бритха на джай,
Ларикай ко паири бо аге хата сахай;
Тулси апне рам ко ридж бхаджо я кхидж,
Улта сиддха джамихайн кхет паре те бидж.

Знаменитый поэт Госвами Тулсидасджи говорит: "Как обучение плаванью в детстве когда-нибудь
очень пригодится в будущем, так и прославление имени Рамы никогда не проходит бесследно".
Он говорит, что, если вы поминаете имя в хорошем или дурном настроении, оно наверняка
произведет положительный эффект, так же как семена в поле, брошенные правильно или
неправильно, дают полезные всходы. Те, кто не верят в это, могут попробовать делать так ради эксперимента, проверки,
а затем поступить так, как, по их мнению, будет правильно. Вовсе не мудро тратить
время на споры и пустые обсуждения. Жизнь коротка. Время убегает. Тело постоянно разлагается.
Совершая джапу или нама-смарану, вы ничего не теряете, а только приобретаете. Джапа видкана (правила джапы)

Джапа - это повторение любой мантры или имени Бога с бхавой и чувством. Джапа убирает
нечистоту ума, разрушает грехи и ставит бхакта пред лицо Господа. Каждое имя полно бесчисленных сил. Подобно тому как огонь имеет природное свойство
сжигать предметы, так же и имя Бога обладает силой сжигать грехи и желания. Слаще всех
сладостей, полезнее всех благих вещей, чище всего чистого - таково имя Бога. Имя Бога-это лодка, чтобы переплыть сансару. Это оружие для победы над умом. Повторение мантры вновь и вновь генерирует большую духовную силу, придает поступательный
импульс и усиливает духовные самскары. Повторение мантры порождает вибрации. Вибрации создают определенные формы. Повторение
Ом номах Шивая проявляет форму Господа Шивы в уме; повторение
Ом намо Нарояная проявляет форму Господа Хари. Величие имени Бога не может быть установлено доводами и интеллектом. Без сомнения, его
можно пережить, постичь только путем преданности, веры и постоянного повторения. Есть три вида джапы: манасика-джапа (джапа в уме), упам-су-джапа (бормотание) и
вайкхари-джага (громкая, слышимая). Повторение джапы в уме (манасика-джапа) сильнее громкой джапы. Встаньте в 4 утра и два часа совершайте джапу. Брахмамухур-та наиболее благоприятное
время для джапы и медитации. Если вы не можете омыть все тело, омойте ладони, ступни, лицо и тело, а затем садитесь для джапы.
Садитесь лицом на север или восток. Это усилит воздействие джапы. Сидите на траве куша, или на оленьей шкуре> или на коврике. Покройте их куском ткани.
Это сохраняет телесное электричество. Перед тем как приступить к джапе, прочитайте молитвы. Примите устойчивое положение. У вас должна быть асана-джая (победа над асаной). Нужно,
чтобы вы могли сидеть в падма-, сиддха- или сукха-асане по три часа подряд. Повторяя мантру, чувствуйте, что Господь пребывает в вашем сердце" что саттва (чистота)
течет от Господа в ваш ум, что мантра очищает ваше сердце, разрушает желания,
вожделения и дурные мысли. Не совершайте джапу торопливо, подобно наемному работнику, который торопливо пытается
закончить свою работу. Творите ее медленно, с бхавой, однонаправленностью ума и
безраздельной преданностью. Произносите мантру отчетливой без ошибок. Не повторяйте ее слишком быстро или слишком
медленно. Не перебирайте четки с помощью указательного пальца. Пользуйтесь большим, средним и
безымянным пальцами. Не переходите через Меру (разделительную бусину): дойдя до конца
четок, переверните их и перебирайте в обратную сторону. Покройте вашу руку полотенцем. Во время джапы пребывайте в бодром сознании. Будьте настороже. Если сон пытается
побороть вас, встаньте и творите джапу стоя. Примите решение не уходить, пока не закончили повторять определенное минимальное
количество мал (числа всех бусин на четках). Мала. - это кнут, используемый, чтобы направить ум к Богу. Иногда творите джапу без малы. Руководствуйтесь часами. Наряду с джапой занимайтесь медитацией. Это - джапа-сахита-дхьяна. Постепенно джапа
отпадет и останется одна лишь медитация (джапа-рахита-дхьяна). Повторяйте джапу четыре раза в день; рано утром, в полдень" вечером и ночью. Поклоняющийся Господу Вишну должен повторять Ом намо Нарояная; поклоняющийся Господу Шиве
- Ом намах Шивая; поклоняющийся Господу Кришне - Ом намо Бхагавате Васу-дэвая; а
преданный Господа Рамы - Ом Шри Рамая намах или Ом Шри Рама джая Рама джая джая Рама;
поклоняющийся Дэви (Дурге) - гаятри-мантру или Дурга-мантру. Предпочтительно придерживаться одной мантры. Видьте Господа Кришну в Раме, Шиве, Дурге,
Гаятри и во всех. В джапа-садхане чрезвычайно важна регулярность. Садитесь на то же место, в то же время.
Пурасчарана - это повторение мантры способом акшара-лдкшя, т. е. столько лакш
(сотен тысяч) раз, сколько букв содержит мантра. Джапа должна войти в привычку. Даже во сне вам следует творить джапу. Джапа-йога - это простейший, быстрейший, безопаснейший, наиболее надежный и дешевый путь
достижения богоосознания. Слава Господу! Слава, слава Его имени! О человек! Найди прибежище в Имени. Нама и Нами - неразделимы. Величие мантр

Мантра - это божественность. Мантра и покровительствующий Дэвата едины. Сама мантра
- это Дэвата. Мантра - это божественная сила (дайви шакти), проявляющаяся в звуковом
теле. Постоянное повторение мантры с верой, преданностью и чистотой увеличивает шакти
(силу) устремленного, очищает и пробуждает мантра-чайтанью, сокрытую в мантре, и
наделяет садхаку мантра-сиддхами, просветлением, свободой, покоем, вечным блаженством
и бессмертием. Благодаря постоянному повторению мантры садхака насыщается достоинствами и силами
божества, опекающего мантру. Повторение Сурья-мантры приносит здоровье, долгую жизнь,
активность, жизненность, теджас (сияние). Эта мантра устраняет все болезни тела и
глазные болезни. Никакой враг не сможет причинить вреда. Очень полезно повторение
Адитья-хридайи рано утром. Господь Рама победил Равану благодаря повторению Адитья-хридайи,
которую ему сообщил риши Агастья. Мантры сложены в форме прославления божеств и призыва к ним, мантры просят о помощи и
прощении. Некоторые мантры управляют и повелевают злыми духами. Ритмические вибрации
звука порождают формы. Произнесение мантры вызывает образ определенного божества. Повторение Сарасвати-мантры Ом Шри Сарасватъяй номах дарует вам мудрость и здравомыслие,
сделает вас образованным человеком. Вас посетит вдохновение, и вы будете сочинять поэмы.
Вы станете великим ученым. Повторение Ом Шри Маха-лакшмъяй номах принесет вам достаток
и устранит бедность. Ганеша-мантра устранит все препятствия в любом начинании. Она
ниспошлет вам мудрость, как, впрочем, и сиддхи, богатство и т. д. Маха-мритьюнджая-мантра
предотвратит несчастные случаи, уберет неизлечимые болезни и несчастья и ниспошлет
долгую жизнь и бессмертие. То же и с мокша-мантрой. Творящие ежедневно джапу этой мантры
будут иметь хорошее здоровье, долгую жизнь и под конец достигнут мокши. "Мы поклоняемся
трехглазому Господу (Шиве), наполненному сладким ароматом, питающему всех существ.
Подобно тому как спелый огурец отделяют от стебля, да освободит он меня от оков сансары
и смерти и да укрепит он меня в бессмертии". Таково значение Маха-мритыонджая мантры:
ом трьямбакам яджамахе сугандханам пуштивардханам
/ урварукам ива бандханан мритъормукшия ма'мритат

Это мантра, дарующая жизнь. В наши дни, когда жизнь весьма усложнилась, ежедневно
происходят несчастные случаи. Эта мантра предохраняет от укуса змеи, дорожных аварий,
пожаров, происшествий на воде, авиакатастроф и т. п. Болезнь, которую врачи признали
неизлечимой, может быть устранена этой мантрой, если ее повторять искренне, с верой и
преданностью. Это - оружие против всех болезней. Данная мантра побеждает смерть. Это также и мокша-мантра, мантра Господа Шивы. Она дарует здоровье (арогью), долгую жизнь
(диргха-аюс), умиротворенность (шанти), богатство (айшварыо), преуспевание (пуш-ти),
удовлетворение (тушти) и бессмертие (мокшу). Повторите в свой день рождения эту мантру лакшу (сто тысяч) раз. Или хотя бы 50 000 раз.
Совершите хавану (огненное жертвоприношение), накормите садху (духовных людей), бедных
и больных. Повторение Субрахманья-мантры Ом Шри Шараванабхавая намах принесет вам славу и успех в
любом начинании. Она устранит пагубные влияния и защитит от злых духов. Повторение
Шри Хануман-мантры Ом Шри Ханумате намах принесет победу и укрепит вас. Повторение
паньчадашакшары и шода-шакшары (шри-видьи) даст вам достаток, силу, свободу и все,
что хотите. Вы должны научиться этой видье непосредственно от гуру. Если повторить гаятри, или Пранаву, или Ом намах Шивая, Ом намо Нараяная,
или Ом намо Бхагавате Васудэвая лакшу с четвертью раз,
с бхавой (верой) и преданностью, то вы обретете мантра- сиддхи.
Ом, со'хам, Шиво'хам, ахам брахма'сми
- это мокша-мантры. Они помогут вам достичь самоосознания. Ом Шри Рамая намах,
Ом намо Бхагавате Васудэвая - это сагуна-мантры, которые позволят вам достичь вначале
сагуна-осознания, а в конце - и ниргуны. Чтобы быстро приобрести мантра-сиддхи, следует в дни затмений повторять мантру,
излечивающую от укусов скорпиона и кобры. Вам следует стать в водуи повторять эту мантру.
Так- сильнее и эффективнее. Чтобы обрести мантра-сиддхи, эту мантру можно повторять
также и в обычные дни. Мантра-сиддхи для излечения от укусов скорпиона и т. п. можно получить в течение 40 дней.
Повторяйте мантру регулярно с верой и преданностью. Приступайте к джапе рано утром,
совершив омовение. Соблюдайте брахмачарью (половое воздержание) и 40 дней живите
на молоке и фруктах или прибегните к ограниченной диете. Мантрами молодо излечить хронические болезни. Пение мантр генерирует мощные духовные
волны или божественные вибрации. Мантры проникают в физическое и астральное тела
пациентов и устраняют причины страданий. Они наполняют клетки чистой саттвой,
божественной энергией. Они убивают микробы и оживляют клетки и ткани. Они - лучшие,
сильнейшие антисептики и бактерициды. Они более сильны, чем ультрафиолетовые или
рентгеновские лучи. Нельзя употреблять мантра-сиддхи во вред другим. Те, кто используют силу мантр во вред
другим, в конце концов накажут сами себя. Пользующиеся силой мантры для излечения от укуса змеи, скорпиона и от хронических болезней
не должны принимать никаких подарков или денег. Им следует быть совершенно бескорыстными.
Не следует принимать даже фрукты и одежду. Они потеряют силу, если будут использовать
ее в личных целях. Если они совершенно бескорыстны, если они служат человечеству с
сарватма-бхавой (сопереживая всем), их могущество прирастет Божьей милостью. Обретший мантра-сиддхи может излечивать от укуса кобры, скорпиона или любой хронической
болезни всего лишь прикосновением к больной части тела. Если человека укусила кобра,
посылают телеграмму мантра-сиддхе (овладевшему силой мантр). Мантра-сиддха произносит
мантру, и укушенный излечивается. Удивительно! Разве это не доказывает огромную силу
мантры? Получите посвящение в мантру от своего гуру. Если вам трудно найти гуру - молитесь своему
Ишта-дэвате и повторяйте определенную мантру. Да станете БЫ все мантра-йогами, обладающими мантра-сид-дхами! Да станете вы все опорой
миру, превратившись в божественных целителей, излечивающих мантрами! Да откроются по
всему миру центры божественной мантра-терапии! Помощники в джапе

Теперь вы обладаете глубоким знанием джапа-йоги и величия Имени. С этой же минуты начните
истинную садхану. Ниже я привожу практические советы, полезные в вашей ежедневной
духовной практике. Обратите на них внимание и придерживайтесь их.
Постоянное время

Наиболее благоприятное время - это раннее утро (брахмаму-хурта) и вечерние сумерки,
когда саттва проявлена сильнее всего. Регулярность и систематичность очень важны.
Постоянное место

Очень полезно сидеть каждый день на том же месте. Не меняйте его,
Удобная поза

Удобная асана помогает успокоить ум, управлять раджасом и помогает сосредоточению. Обращение лица к северу или востоку Это оказывает невидимое влияние и усиливает результативность джапы.
Подстилка

Следует использовать подстилку из шкуры оленя, или циновку из травы куша, или ковер.
Это помогает сохранять телесное электричество. Повторяйте возвышающую молитву Обращение с соответствующей молитвой к Ишта-дэвате с просьбой о помощи вызывает
правильную саттвическую бхаву. Четкое произношение

Далее начинайте произносить мантру отчетливо и без ошибок.
Бдительность

Это очень важный момент. Вначале вы будете свежи и бодры. Спустя некоторое время
незаметно ум начнет блуждать и вами овладеет дремота. Будьте бдительны,
повторяя мантру.
Джапа-мала (четки)

Использование малы способствует бдительности и вызывает желание продолжительно
повторять мантру. Примите ранение не уходить, пока не повторили определенное минимальное
количество мал.
Разнообразие в джапе

Это необходимо для поддержания интереса, чтобы избежать усталости и противодействовать
монотонности. Повторяйте какое-то время мантру вслух, затем-шепотом, потом - в уме.
Медитация

Одновременно с джапой думайте о Господе как о присутствующем перед вами, представляйте
его чарующе прекрасный облик. Эта практика делает огромный вклад в чудодейственность
и силу вашей садханы.
Окончание молитвы и отдых

Это важно. Когда джапа закончена, не следует немедленно покидать помещение, смешиваться
столпои или окунаться в мирские дела. Посидите очень спокойно хотя бы минут десять,
произнося вполголоса какую-нибудь молитву, памятуя о Господе, размышляя о Его
бесконечной любви. Затем, совершив глубокий почтительный поклон, покиньте помещение и
при ступи те к своим обычным обязанностям. Духовные вибрации сохранятся. Осуществляйте садхану с настойчивостью, упорством и без перерывов. Придите к великой цели
жизни и наслаждайтесь Высшим Блаженством.
Правила джапы

1. Выберите любую мантру или имя Бога (предпочтительно -данные вашим гуру) и
повторяйте их от 108 до 1080 раз в день (от одной до десяти мал). 2. Используйте четки из 108 бусин, сделанные из рудракши (голубого клена) или
туласи священного базилика). 3. Перебирайте бусы лишь средним и большим пальцами правой руки. Указательный палец
не используйте. 4. Не допускайте, чтобы мала висела ниже пупка. Держите руку у сердца или у носа. 5. Не нужно, чтобы мала была видна вам или другим. Покройте ее чистым полотенцем или платком, которые ежедневно стираются. 6. Перебирая четки, не переходите через Меру (большую разделительную бусину) малы
при переборе четок. Дойдя до нее, разверните четки в обратную сторону. 7. Некоторое время творите джапу в уме. Если ум блуждает - обратитесь на некоторое
время к губной джапе (шептанию, бормотанию) или к громкой джапе, а когда сможете,
возвратитесь к безмолвной джапе. 8. Утром, прежде чем садиться для джапы, примите душ или омойте ваши ладони, стопы,
лицо и рот. В другое время это не является абсолютно необходимым. Совершайте джапу
всегда, когда у вас есть свободное время, особенно в сандхьи - "кардинальные точки"
дня: утром, днем, вечером и перед сном. 9. Соедините джапу с ритмичным дыханием или пранаямой и медитируйте на облик вашего
Божества. Пусть перед вами будет картинка или фигурка этого Божества. Думайте о значении
мантры, когда повторяете ее. 10. Произносите каждую букву мантры правильно и отчетливо. Повторяйте не слишком
быстро и не слишком медленно. Увеличивайте скорость, только когда ум блуждает. 11. Соблюдайте мауну (молчаливость) и избегайте отвлекающих вас вещей и событий. 12. Лицом на восток или север, сидите в отдельной комнате для медитации или в любом
хорошем месте: в храме, на берегу реки, под баньяновым или под пипаловым деревом и т. п. 13. Повторяя мантру, не просите Бога о каких-либо мирских вещах. Ощущайте, что ваше сердце очищается, а ваш ум с божьей милостью успокаивается силой мантры. 14. Храните вашу гуру-мантру в тайне. Никогда и никому не открывайте ее. 15. Несите в уме поток джапы и в повседневную жизнь, какой бы работой ни были заняты. Необходимость гуру

Гуру необходим. Духовный путь усеян многими препятствиями. Гуру безопасно проведет
учеников и уберет все виды препятствий и сложностей. Гуру, Ишвара, Брахман, Истина и Ом - едины. Самоотверженно служите гуру (гуру-сева).
Угождайте ему всеми возможными путями. Пусть ваш ум будет сосредоточен на гуру как
на Атмане (атма-лакшья). Подчиняйтесь ему беспрекословно. Его слова должны быть для
вас святой истиной. Только тогда вы будете совершенствоваться. Вы приобретете его
милосердие. Нет иного пути. Вам необходимо обожествлять вашего гуру. Вы должны наделять его всеми атрибутами
Ишвары и Брахмана. Вы должны воспринимать его как настоящую инкарнацию Бога. Вы никогда
не должны замечать его доши (несовершенства). Вам следует видеть в нем лишь божественность.
Лишь тогда милостью гуру вы постигнете Брахмана, пребывающего в нем. Физическая форма гуру будет постепенно исчезать. Его милостью вы увидите в нем Вьяпака
(Всепронизывающий) Атман. Вы будете видеть вашего гуру во всех формах, живых и неживых. Нет иного пути для преодоления порочных мирских самскар и страстей незрелых, мирски
мыслящих людей, чем личное соприкосновение с гуру и служение гуру. Ученик, который с великой преданностью служит своему гуру, быстро очистит свое сердце.
Уверяю вас, это - надежнейший и легчайший путь к самоочищению. Предпочтительно получить мантру от своего гуру. Это оказывает на ученика огромное
воздействие. Гуру передает свою шакти вместе с мантрой. Если вы не можете найти гуру,
выберите мантру в соответствии с вашими привязанностями и вкусом и ежедневно повторяйте
ее в уме со шраддхой и бхавой. Это также произведет большой очищающий эффект. Вы постигнете Бога.
Комната для медитации

Имейте отдельную комнату для медитации, запираемую на ключ. Не позволяйте никому входить
в эту комнату. Утром и вечером жгите в ней благовония. Держите в комнате изображение
Господа Кришны, Господа Шивы, Шри Рамы или Дэви (Дурги). Сядьте перед этим изображением.
Когда вы повторяете мантру, мощные вибрации, созданные ею, будут распространяться
в эфире комнаты (в записях акаши). Через шесть месяцев ваша комната наполнится покоем
и чистотой. В комнате будет особая притягательная аура. Если вы искренни в том, что делаете,
вы действителъно почувствуете это. Когда ваш ум беспокоят противоречивые мирские влияния, садитесь в комнате и повторяйте
имя Бога хотя бы в течение получаса. Сразу после этого вы увидите, что ваш ум
преобразился. Сделайте это, и сами ощутите успокаивающее духовное воздействие. Ничто
не сравнится в величии с духовной садханой. В результате этого вы обретете Массури
(курортный город в отрогах Гималаев) в своем собственном доме и без каких-либо расходов. С почитанием повторяйте имя Бога в своем сердце.
Вы быстро придете к богоосознанию. В нашу эпоху это простейший способ. В садхане должна
присутствовать нияма (правило). Вы должны творить ее систематически и регулярно. Бог
не хочет драгоценных подарков. Многие люди тратят миллионы рупий, открывая больницы и
дома, где кормят голодных. Но они не отдают своих сердец. Бхакт должен поместить в
своем сердце всепроникающего Раму, и при этом видеть то, что стоит за конкретной формы
Рамы с луком и стрелами. Рама, как и Ом, -o всепронизывающий. Бог-дхьяна-гамья
(обретаемый медитацией) и анубхава-гамья (может быть постигнут духовным опытом, прямым
восприятием или осознанием). Он - джапа-гамья (обретаемый посредством джапы).
Брахмамухурта

Встаньте в 4 часа утра, в брахмамухурту, время, которое весьма способствует духовному
созерцанию, и начинайте повторять джапу. Рано утром после сна разум спокоен, чист и бодр.
В это время разум подобен чистому листу бумаги и сравнительно свободен от мирских
самскар (отпечатков поступков). В это время преобладания саттвы на него очень легко
воздействовать. Если вы не можете принять душ, омойте руки и стопы. Этого будет
достаточно. Теперь приступайте к джапе.
Выбор Ишта-дэваты
Вы можете выбрать вашего Ишта-дэвату - Шиву, Кришну, Раму, Вишну, Даттатрейю, Гаятри,
Дургуили Кали-в соответствии с вашими собственными склонностями или по совету хорошего
астролога, который выберет божество в соответствии с природой вашей планеты и
знака Зодиака. В предыдущих рождениях каждый из нас поклонялся какому-то Дэвате.
В подсознании хранятся самскары. Таким образом, естественно, что каждый склонен
поклоняться определенному Дэвате. Если в прошлом рождении поклонялись Господу Кришне,
то и в этой жизни у вас проявится влечение к Нему. Когда вам плохо, в опасных ситуациях вы инстинктивно произносите какое-то имя Бога.
Это может послужить вам подсказкой в поиске вашего Ишта-дэваты. Если вас больно ужалил
скорпион, вы можете произнести "О, Рама", другой воскликнет "Кришна!", в то время как
третий скажет "Нараяна", а четвертый - "Шива". Призыв определенного имени определяется
пурва самскарами (отпечатками предыдущего опыта). Если в предыдущем рождении вы
прославляли Раму, то когда вас ужалит скорпион, у вас само собой вырвется: "Рама!"
Асана для джапы

Для начала сидите в падма-, сиддха-, свастика- или сукха-асане полчаса. Затем
постепенно увеличьте период до трех часов. За один год вы можете обрести асана-сиддхи
(совершенство в позе тела). Любое легкое и удобное положение тела - это асана. Держите голову, шею и туловище на одной прямой линии. Разложите на земле вчетверо
сложенное одеяло, а поверх него постелите кусок мягкой белой ткани. Этого будет вполне
достаточно. Если вы в состоянии раздобыть хорошую тигровую шкуру - с когтями и всем
остальным -- это еще лучше. У тигровой шкуры есть свои выгоды. Она быстро генерирует
в теле электричество и предотвращает отток потока электричества из тела. Она полна
магнетизма. Во время пребывания в асане обращайтесь лицом на восток или на север. Неофит на
духовном пути должен соблюдать это правило. Сидя лицом к северу, вы соприкоснетесь с
риши Гималаев и таинственным образом получите поддержку их духовных потоков.
Падмасана (поза лотоса)

Сядьте на свое сиденье. Поместите левую ступню на бедро правой ноги и правую
ступню - на бедро левой ноги. Ладони положите на колени. Сидите прямо. Это и есть падмасана
- поза, очень подходящая для джапы и дхьяны.
На чем сосредоточиваться

Спокойно сосредоточивайтесь либо на сердечном лотосе (ана-хата-чакра), либо на
пространстве между бровями (аджня-чак-ра). По учению хатха-йоги, аджня-чакра - это
трон ума. Умом можно с легкостью управлять, если сосредоточиться на аджна-чакре.
Сядьте на свое сиденье, закройте глаза и приступайте к джапе и медитации. Фиксация взгляда в междубровье называется бхрумадхъя-дришти. Сядьте в падмасану,
сиддхасану или в свастикасану в вашей комнате для медитаций и с умеренностью выполняйте
это упражнение от половины минуты до получаса. В этой практике не должно быть даже
малейшего насилия. Постепенно увеличивайте продолжительность. Эта йогическая крия
(упражнение) убирает викшепу (метания ума) и развивает сосредоточение. Господь Кришна
предписывает такое действие в Бхагавад-гите (5.27): "Отключившись от всех внешних
объектов, сосредоточив взор между бровей, уравняв в ноздрях движение праны и апаны"
и т. д. Это называется "фронтальным взглядом", потому что тут глаза направлены к
передней (фронтальной), лобной кости. Сядьте на свое сиденье и от тридцати секунд до тридцати минут фокусируйте взгляд на
кончике носа. Делайте это осторожно. Не напрягайте глаза. Увеличивайте продолжительность
постепенно. Это -носовой взгляд (насикагра-дришти). Вы можете выбрать себе либо
фронтальный, либо носовой взгляд. Даже идя по дороге, отрабатывайте это упражнение.
Вы добьетесь чудесного сосредоточения. Джапа может великолепно продолжаться, даже когда
вы идете. Некоторым ученикам нравится сосредоточиваться с открытыми глазами, другим - с закрытыми,
третьим же - с полуоткрытыми глазами. Если вы медитируете с закрытыми глазами, то пыль
и чужеродные частицы не попадут вам в глаза. Некоторые ученики, которых беспокоит свет
и резкие движения, предпочитают сосредоточение с закрытыми глазами. Другие, медитируя
с закрытыми глазами, уже через короткое время становятся не в силах бороться со сном.
Если начинающие приступят к сосредоточению с открытыми глазами, их ум будет блуждать.
Полагайтесь на здравый смысл и выберите способ, который вам больше подходит.
Преодолевайте иные препятствия подходящими разумными способами. Будьте терпеливы и
настойчивы. Старайтесь изо всех сил и выигрывайте духовное сражение. Станьте духовным
героем и увенчайтесь духовными лаврами. Три времени джапы

Сандхи (встречи дня с ночью на рассвете и закате) обладают особой таинственной духовной
силой, волшебной притягательностью. В это время ум быстро входит в возвышенное состояние
и наполняется саттвой. Сосредоточение в это время придет само собой, без всяких усилий.
Джапой следует заниматься в сандхи. Разум в это время спокоен и свеж. Настройтесь на
волну медитации; медитация важнее всего остального. После этого вы можете заняться
асанами и пранаямой, а потом - еще немного джапой и медитацией. Так как в начале
практики всегда имеет место небольшая сонливость, желательно в течение пяти минут
выполнять какие-то асаны и небольшую пранаяму - просто чтобы разогнать эту сонливость
и подготовить вас к джапе и медитации. После пранаямы ум приобретает однонаправленность. Поэтому вы должны заниматься джапой
и медитацией после окончания пранаямы. Хотя пранаяма связана с дыханием, она дает
хорошую нагрузку различным внутренним органам и всему телу. Это - лучший из когда-либо
известных видов физических нагрузок. Если вы устаете от повторения мантры за один присест, сделайте три захода или больше:
скажем, утром от 4 до 7, днем от 4 до 5 и вечером от б до 8. Если вы замечаете, что
разум сильно блуждает, в течение какого-то времени повторяйте мантру очень-очень быстро. А "золотое правило" джапы - повторять ее не слишком медленно и не слишком быстро.
Придерживайтесь золотой середины. Акшары (звуки) мантры следует произносить правильно.
Отметим также, что мантра должна быть повторена акшара-лакша раз. Если в мантре 5 акшар
(букв), она должна быть повторена 5РОООО раз (5 лакш). Это - повторение акшара-лакша, Если вы сидите на берегу реки, озера или колодца, в храме, у подножия или на вершине
горы, в прекрасном саду или в уединенной комнате, ум будет фокусироваться достаточно
легко, без большого усилия. Если вы повторяете мантру с переполненным желудком,
то будете чувствовать сонливость. Ешьте что-то лег кое, сатгвическое. Прочитайте любую
молитву и садитесь для джапы. Ваш ум будет в возвышенном состоянии. Вам будет приятно
слегка вращать бусины четок. Во всей своей духовной практике руководствуйтесь здравым
смыслом. Какое-то время вы можете посещать святые места, такие, как Ришикеш, Хари-двар,
Варанаси и т. п., и там вы можете заниматься джапой на берегах таких святых рек, как
Ганг. Вы заметите, что качество повторения улучшится. Так как ум во время пребывания
в подобных святых местах свободен от дел, забот и семейных неприятностей, вы можете
хорошо сосредоточиться на джапе. Ведите дневник, куда записываете количество повторений мантры джап. Перебирая четки,
не пользуйтесь указательным пальцем. Перебирайте большим и средним пальцами правой
руки. Накройте ваши пальцы куском ткани, полотенцем, или специально сшитым мешочком.
Не нужно, чтобы другие видели, как вы перебираете четки. Глядите внутрь себя. Внимательно наблюдайте за умом и его вритти (волнами мыслей).
Посидите какое-то время в уединенной комнате. Как ум хочет разнообразия в еде, так он
хочет и разнообразия в джапе. Когда он устает от манасика (ментальной) джапы, когда вы
замечаете, что он начал блуждать, начните повторять громко. Уши тоже будут слышать
мантру. Теперь в течение какого-то времени сосредоточенность усилится. Недостатком
громкого повторения является то, что примерно через час вы устаете. Для наилучших результатов
вам нужно совмещать три метода: манасика-джапу, упамса-джапу (шептание) и вайкхари-джапу
(громкое повторение). Руководствуйтесь здравым смыслом. У новичка с грубым, неутонченным
умом (стху-ла-буддхи) поначалу будут трудности с манасика-джапой. Манасика-джапа Рама-мантры может быть связана с дыханием, как в со'хам-джапе или
аджага-джапе. Джапу, творимую с неподвижными губами, называют аджапой. На вдохе
повторяйте в уме ра; на выдохе повторяйте в уме лот. Продолжайте эту практику даже во
время ходьбы. Иногда этот метод дается легко. Вы можете заниматься им во время медитации
в комнате. Это - повторение Рама-мантры по методу аджапа. Потребность в мале (четках)

Четки (джапа-малу) всегда должны быть у вас в кармане или на шее, а ночью, когда вы отходите
ко сну, -под подушкой. Когда под воздействием силы майи или авидьи (невежества) вы
будете забывать о Боге, они напомнят вам о Нем. Ночью, когда вы подниметесь в туалет,
мала напомнит вам о том, чтобы перебрать ее раз или дважды. Мала - это, так сказать,
сильное оружие для покорения ума. Это - крепкий кнут, погоняющий ум к Богу, Брахману.
Для джапы можно использовать рудракша-малуилитуласи-малуиз 108 бусин. Подобно тому, как при виде юриста у вас возникают мысли о судах, делах, документах и
клиентах; как мысли об амбулатории, пациентах, лекарствах, препаратах, болезнях и
больницах приходят, когда вы видите врача или думаете о нем, так и мысли о святости,
чистоте, божественности, божественной славе, божественном великолепии, божественной
мудрости, божественной мощи, божественной любви, всемогуществе и всех подобных
божественных атрибутах соединяются с вашим умом, когда вы видите малу или думаете о ней.
Потому всегда носите малу вокруг шеи и повторяйте на ней мантру. О образованные люди,
не стесняйтесь носить ее! Она всегда будет напоминать вам о Боге и богоосознании. Она
дороже золотого ожерелья, украшенного девятью видами драгоценных камней, потому что
она наполняет ваш ум божественными мыслями и является средством, способным привести вас
к цели, освободить вас из сансары, колеса рождений и смертей.
Как пользоваться джапа-малой

Обычно джапа-мала (четки) состоит из 108 бусин. Одна из бусин будет немного больше
остальных. Ее называют "Меру". Это - указующая бусина, обозначающая, что вы повторили
определенную мантру 108 раз. Заметьте, что повторяя мантру на четках, вы не должны
переходить через бусину "Мерр. Дойдя до этой бусины, вам следует повернуть четки в
противоположном направлении и начать следующий "круг" повторения с той бусины, которая
была последней в предыдущем цикле. Итак, дойдя до большой бусины, вы должны развернуть
свои пальцы, а не переходить через большую разделительную бусину. При совершении джапы нельзя пользоваться указательным пальцем. Четки следует перебирать
большим и средним пальцами.
Как считать джапы

Если у вас нет малы, используйте для подсчета совершенных джап пальцы правой руки.
Большой палец левой руки может ловко отсчитывать количество по трем линиям на каждом
пальце. По окончании одной малы джапы положите большой палец левой руки на первую линию
мизинца. Потом поднимите его на линию выше и так далее. Когда вы пройдете все линии
пяти пальцев, это будет 15 мал. Затем можно начать сначала. Или же вы можете использовать
камешки для каждой малы или для каждых 15 мал. Есть также еще один способ. Отметьте с помощью положенных перед вами часов объем джапы,
который вы в состоянии совершить в течение двух часов. Если за два часа вы можете
повторить Рама-мантру или Ом 12600 раз, повторяйте столько же и в последующие дни.
Теперь у вас всегда при себе готовый счетчик. Джапа звука Ом или имени Рамы в течение
двух часов означает повторение ее 12600 раз.
Три разновидности джапы

Повторяйте мантру то вслух, то шепотом, то в уме. Ум хочет разнообразия. Ему надоедает
любое монотонное занятие. Повторение в уме обладает большой силой. Оно называется
мана-сика-джапой. Повторение вслух-это вайкхари-джапа. Повторение шепотом или
вполголоса носит название упамсу-джапа. Даже джага без какой-либо бхавы (механическое
повторение) оказывает на сердце или разум огромное очищающее воздействие. Ощущения
придут позже, по мере того как будет продвигаться процесс очищения ума. Громкая джапа заглушает мирские звуки. В этом случае обрыва джапы не происходит, и в
этом одно из преимуществ громкой джапы. Манасика-джапа трудно дается обычному человеку;
через некоторое время она может прерваться. Когда сон охватывает вас во время ночной
джапы, берите в руку малу и начинайте перебирать бусины. Это позволит совладать со
сном. В этом же и другое преимущество громкой джапы. Произносите мантру вслух, громко.
Отложите на это время манасика-джа-пу. Мала напомнит вам о прерывании джапы. Когда
приходит сон, вставайте и повторяйте мантру стоя. В Шандилья-упанишадеШандилья говорит: "Вайкхари-джапа (громкое произношение) приносит
дар, описанный Ведами; упамсу-джапа (шептание и ли бормотание, не слышное никому) дает
награду в тысячу раз большую, чем вайкхари; манасика-джага (джапа в уме)
дает награду в десять миллионов раз большую, чем вайкхари-джапа". В течение года осуществляйте дашту кантхой (горлом). Это-джапа вслух, вайкхари-джапа в
громком стиле. В течение двух лет творите джапу в хридайе (сердце). Это - ментальная
(манасика-джапа). В течение года творите ее в набхи (пупке). Этот вид джапы связан с
дыханием. Когда вы продвинетесь в практике, каждая пора кожи, каждый волос тела будут сами по себе
повторять мантру. Весь организм будет заряжен ее мощными вибрациями. Вы будете всегда
пребывать в преме (божественной любви). Вас охватит дрожь, а глаза увлажнятся слезами
ананды (блаженства). Вы будете пребывать в возвышенном божественном настроении. Вы
обретете вдохновение, откровение, экстаз, озарение, интуицию и парама-ананду. Вы будете
сочинять вдохновенные поэмы. Вы получите различные сипдхи, божественную айшварью
(великолепие), сокровища небес. Повторяйте имя Господа постоянно. Это довольно легко приведет к контролю над умом.
Повторяйте с абсолютной шраддхой (верой). Делайте это с антарика-премой (любовью из
глубины сердца) и анурагой (сильной привязанностью). Вы должны остро чувствовать горечь
разлуки с Господом. Слезы должны обильно течь из ваших глаз. Это - вирахагни (огонь
разлуки). При повторении Его имени помните, что Он обитает в палатах вашего сердца, в
анахата-чакре: с раковиной, диском, булавой и лотосом в своих ладонях, посреди ярчайшего
сияния, облаченный в желтые шелковые одежды, со шриватсой (завитком волос на
груди Вишну) и камнем каустубха на груди.
отрывки из книги Свами Шивананда "Джапа-йога"
Мантры для джапы
главная
Hosted by uCoz